А.В. Воеводский. Наследие Британской империи 12.08.2014





Видео http://postnauka.ru/video/30013  

Какие идеи были перенесены из Британии в колонии, впоследствии ставшие Соединенными Штатами Америки? Как повлияла Британская империя на развитие стран Азии и Африки? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Александр Воеводский.


Соединенные Штаты Америки, страна, которая сейчас позиционируют себя как главного защитника демократии и свободы в мире, своим возникновением обязана Британии. До Войны за независимость (1775–1783 гг.) США представляли собой 13 колоний Великобритании и составляли Первую британскую империю, которая рухнула в результате войны. В Декларации независимости власть британского монарха — это синоним тирании. Тем не менее именно благодаря Британии в США были перенесены парламентские институты. В каждой колонии существовали выборные органы законодательной ассамблеи. Именно благодаря Британии в колонии были перенесены традиции просвещения. Отцы-основатели США были прежде всего деятелями американского просвещения, во многом связанные с британской традицией. Идеи свободы и равенства, прежде всего правового, идеи правового государства также пришли в США из Европы.

Современная индийская государственность зародилась в колониальный период. Мы можем утверждать, что без британского периода не было бы современной Индии в тех границах, которые мы знаем. До колониального завоевания Индия переживала период раздробленности и войн, и говорить о том, что на этой территории могло длительной период существовать единое государство в современных границах вряд ли возможно. Во многом именно власть Великобритании, которая объединила эти территории в целое, связала их железными дорогами, создала единую экономическую систему и начала формировать политические институты, стала залогом успешного развития современной республики Индия. Хотя многие индийцы с этим могут не согласиться.

Британия сыграла особую роль в формировании новой политической и культурной элиты стран Азии и Африки. Люди, рождавшиеся в рамках традиционного общества, имели возможность получать современное школьное и университетское образование, построенное по европейским образцам, приобщаться к достижениям западной культуры, иной цивилизации. Наиболее ярким примером может служить Мохандас Ганди, больше известный как Махатма Ганди — «великая душа», отец нации. Он родился в традиционной индусской семье, но получил современное школьное образование сначала в Индии, потом продолжил обучение в Англии, три года учился на адвоката в Лондоне, а последующие два десятилетия его жизни, приблизительно с середины 90-х годов XIX века и до начала Первой мировой войны, были связаны с Южной Африкой, где Ганди жил и работал и где сформировал свою идею ненасильственного сопротивления (сатьяграха). До того как Ганди стал борцом с британским колониализмом, он, как писал в автобиографии, проявлял верность и преданность Британии и идеалам британской короны. Показательно, что в годы Англо-бурской войны (1899–1902 гг.) он возглавил отряд санитаров, созданный им из индийцев Южной Африки для помощи британским солдатам на полях Африки. Тем самым он хотел подчеркнуть лояльность и преданность индийской общины Британской империи и короне.

Возврат к списку


Новости


29.08.18
Миролюбие и миротворчество в истории Африки: к 100-летию Н. Манделы 3 октября 2018 года в Институте Всеобщей...

12.04.17
Африканский семинар 19 апреля в 15.00 в ауд.151 ИСАА МГУ проходит...

03.10.16
45 лет африканистики в ИВИ РАН Круглый стол «Проблемы истории в...

08.09.16
Юг Африки на современном этапе Вышел в свет сборник статей "Юг...

07.09.16
Россия и Африка: формирование взаимных представлений Настоящий выпуск журнала подготовлен...




Все новости